Транспортные активы
Транспортно-логистический комплекс Компании включает:
- морской флот: шесть судов усиленного ледового класса;
- речной флот: 627 ед. (в том числе 198 ед. самоходных судов, 429 ед. несамоходных судов);
- железнодорожный парк: 118 фитинговых платформ, 1 маневровый локомобиль, 1 электровоз «Ермак» (продан в 2020 году), 1 тепловоз 2М62;
- авиапарк: 18 вертолетов (АО «Норильск Авиа»), 15 самолетов (АО «АК «НордСтар»).
«Норникель» владеет современной транспортной инфраструктурой, которая решает самые сложные задачи грузовой логистики и является основой стабильной работы предприятий Группы. Транспортно-логистический комплекс Компании охватывает все основные виды транспорта и транспортно-экспедиционных услуг.
Флот
«Норникель» владеет уникальным арктическим флотом: пятью сухогрузами и танкером «Енисей» усиленного ледового класса (Arc7 по классификации Российского морского регистра судоходства). Технические возможности судов позволяют преодолевать арктические льды толщиной до 1,5 м без сопровождения ледоколов. Танкер «Енисей» экспортирует газовый конденсат с Пеляткинского месторождения в порты Европы, а также выполняет коммерческие рейсы в других направлениях.
Сухогрузный флот Компании обеспечивает круглогодичное сообщение между морскими портами Дудинки, Мурманска, Архангельска, Роттердама и Гамбурга, а также выполняет коммерческие рейсы в других направлениях. В 2020 году было выполнено 66 рейсов из порта Дудинки (в 2019 году — 68), в том числе 9 прямых рейсов в порты Европы (в 2019 году — 11).
Авиационные активы
АО «Норильск Авиа» (100%-ное владение) обслуживает города и поселки Норильского и Таймырского Долгано-Ненецкого районов Красноярского края. Авиакомпания владеет 18 вертолетами и обеспечивает вертолетные перевозки для производственной деятельности предприятий Компании, выполняет срочные санитарные полеты и спасательные операции, перевозит пассажиров на местных воздушных линиях.
АО «АК «НордСтар» (100%-ное владение) существует с 2008 года и является развивающимся авиационным проектом. Парк авиакомпании состоит из 15 воздушных судов. АО «АК «НордСтар» — один из крупнейших перевозчиков Сибирского федерального округа и базовый перевозчик аэропорта Норильска. Ежегодный пассажирооборот компании превышает 1 млн человек. География полетов охватывает более 30 городов России и стран СНГ.
ООО «Аэропорт «Норильск» (100%-ное владение) расположен в 36 км от г. Норильска. Он играет важную роль в обеспечении транспортной доступности региона и связывает север Красноярского края с другими регионами России.
В рамках государственно-частного партнерства, оформленного соглашением о намерениях между Компанией и Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией), в период с 2015 по 2020 год реконструированы аэродромный комплекс и объекты аэропортовой инфраструктуры.
После реконструкции ООО «Аэропорт «Норильск» отвечает всем современным нормативным требованиям, что позволило повысить качество и безопасность предоставляемых населению услуг, обеспечить надежный и стабильный уровень пассажирских и грузовых перевозок.
Транспортные филиалы и порты
Заполярный транспортный филиал и порт Дудинка (ЗТФ) — основное производственное предприятие города-порта Дудинка, принимает как морские, так и речные суда.
Расположен на Крайнем Севере и является единственным в мире портом, ежегодно затопляемым в половодье. С ноября по май акватория порта, как и р. Енисей, замерзает. В это время порт обрабатывает только морские суда при помощи ледоколов (для подвода судов к причалу и очистки причалов ото льда). В мае — июне порт затапливается и прием судов прекращается. После ледохода и спада воды обработка судов возобновляется как на морских, так и на речных причалах.
Порт осуществляет перевалку грузов для полуострова Таймыр, в том числе для населения (за исключением скоропортящихся продуктов и почты). В летний период речные суда доставляют из Красноярска и Лесосибирска оборудование и необходимые грузы для производства (песок, круглый лес, клинкер и т. д.). Сера отгружается частично на реку, частично на морское направление. Круглый год из Дудинки морскими судами отправляется файнштейн и металлопродукция.
ЗТФ обладает собственным портовым флотом: ледоколом речного класса, буксирами, катерами, бункеровщиком и плавкраном. Для снижения негативного воздействия на окружающую среду филиал реализует программы, направленные на снижение расхода топливных ресурсов и предотвращение загрязнения акватории рек Дудинка и Енисей, а также финансирует воспроизведение биоресурсов (выпуск мальков).
Мурманский транспортный филиал (МТФ) расположен на территории порта г. Мурманска, не замерзающего круглый год.
Основные функции МТФ:
- отправка готовой металлопродукции «Норникеля» из г. Мурманска в порты Европы;
- прием файнштейна из г. Дудинки и его отправка по железной дороге на Кольскую ГМК;
- отправка в г. Дудинку порожних контейнеров, оборудования и материалов.
Помимо морских перевозок, МТФ осуществляет транспортно-экспедиционное обслуживание, перевалку и хранение грузов, а также железнодорожные перевозки на участке Мурманск — Мончегорск.
Судоходное подразделение МТФ соблюдает международные морские конвенции в части экологичности и безопасности плавания. Суда проходят регулярный регламентный ремонт и проверки состояния безопасности. Кроме того, в 2019 году МТФ получил сертификат соответствия системы управления информационной безопасности нормам и требованиям международного стандарта ISO/IEC 27001:2013.
Архангельский транспортный филиал (АТФ) расположен в г. Архангельске. Используется для бесперебойной круглогодичной перевалки грузов «Норникеля» через морской порт Архангельск, который имеет удобную транспортную систему: авто-, авиа- и железнодорожное сообщение с другими регионами России и зарубежья.
Красноярский транспортный филиал (КТФ) расположен в г. Красноярске. Обеспечивает организацию транспортно-экспедиционного обслуживания грузов для нужд Компании и перевозку концентратов драгоценных металлов.
ООО «Норникель-ЕРП» (100%-ное владение) создано в 2019 году. Координирует работу Красноярского порта и Енисейского речного пароходства. Их работа отличается ярко выраженной сезонностью, поскольку р. Енисей зимой замерзает. После ледохода через порты осуществляется перевалка грузов «Норникеля» в г. Дудинку: щебня, клинкера, оборудования, материалов, социально значимых грузов в рамках Северного завоза.
АО «ЕРП» (82%-ное владение) выполняет большую часть перевозок по р. Енисей, грузов Компании и сторонних. Владеет более чем 600 судами речного флота, как самоходными, так и несамоходными. Речные перевозки осуществляются по рекам Енисей, Ангара, Нижняя и Подкаменная Тунгуски, а также по самым крупным их притокам.
АО «Красноярский речной порт» (89%-ное владение) — один из крупнейших речных портов Енисейского бассейна. Осуществляет перевалку грузов, следующих в автомобильно-железнодорожно-водном сообщении, а также хранение и перевозку грузов на подъездных железнодорожных путях необщего пользования. Порт включает три производственных участка: Енисей, Злобино и Песчанку.
АО «Лесосибирский порт» (51%-ное владение) расположен на 40 км ниже впадения Ангары в Енисей и ниже порогов (сложного для прохождения судов участка). Это позволяет гарантированно доставлять грузы «Норникеля» в случае маловодности р. Енисей и большой загрузки судов. Порт обладает следующими уникальными преимуществами:
- является единственным в бассейне р. Енисей специализированным участком по переработке взрывчатых веществ с возможностью их хранения;
- работает круглый год (в межнавигационный период производится перевалка грузов с железнодорожного на автомобильный и с автомобильного на железнодорожный транспорт);
- доступ к Енисейскому тракту дает выход на федеральную трассу «Байкал» (М53);
- железнодорожная ветка на г. Ачинск связывает г. Лесосибирск с Транссибирской магистралью.
Быстринский транспортный филиал (БТФ) был создан в 2017 году для организации перевозок готовой продукции Быстринского ГОКа и необходимых товарно-материальных ценностей. Филиал отвечает за организацию работы по содержанию железнодорожной инфраструктуры — 227-километрового участка железной дороги необщего пользования Нарын (Борзя) — Газимурский Завод, построенного в рамках государственно-частного партнерства.
Инвестиции в транспортно-логистические активы
Расходы | 2018 | 2019 | 2020 | |||
---|---|---|---|---|---|---|
млн долл. США | млрд руб. | млн долл. США | млрд руб. | млн долл. США | млрд руб. | |
Капитальное строительство | 6,4 | 0,4 | 3,1 | 0,2 | 5,8 | 0,4 |
Приобретение оборудования | 12,8 | 0,8 | 40,2 | 2,6 | 77,6 | 5,7 |
Прочие | 15,9 | 1,0 | 12,4 | 0,8 | 12,3 | 0,9 |
Итого | 35,1 | 2,2 | 55,6 | 3,6 | 95,7 | 7,0 |
Рост капитальных вложений в 2020 году по сравнению с 2019 годом обусловлен реализацией программы замены мобильных кранов в морском порту Дудинка, а также приобретением нового воздушного судна. Помимо реализации указанной программы, в 2020 году Компания провела регламентные ремонты судов и капитальные ремонты некоторых причалов и портовых кранов, реализовывала проекты по безопасности и переводу берегового питания судов с судового топлива на электроэнергию, внедрила контроль расхода топлива и модернизировала судовое оборудование.
Транспортные активы Компании располагают всеми необходимыми разрешениями в области охраны окружающей среды и при осуществлении деятельности неукоснительно соблюдают природоохранные требования:
- выбросы в атмосферу от передвижных источников осуществляются в допустимых пределах;
- судовое топливо закупается у поставщиков, имеющих необходимую документацию, которая подтверждает его качество. Соответствие качества топлива проверяется независимой лабораторией;
- в целях предотвращения загрязнения и засорения водных объектов, морской среды ежегодно проводятся освидетельствования судовых установок для обработки сточных вод;
- нефтесодержащие воды с судов передаются на приемные сооружения специализированных организаций в морских портах.